В рамках Киноклуба и показа культовой картины режиссера Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» (https://vk.com/wall-228649350_147) 28 сентября доцент кафедры философии, социологии и педагогики Ефремов Олег Юрьевич прочитал лекцию «Как люди становятся частью института» и поучаствовал в обсуждении фильма.
В лекции были затронуты биографические параллелизмы древнегреческого философа Платона и автора романа «Пролетая над гнездом кукушки»: оба побеждали в спортивных единоборствах, оба стремились создать проекты переустройства общества, стремились их реализовать, обоих постигла неудача на этом пути, у обоих есть сочинения на тему мифа о пещере и другие забавные сходства.
Сюжет Мифа о пещере Платона один из самых важных не только в работах философа, но и во всей истории философии, искусства, литературы и кино. Часто он рассматривается как метафора познания, но есть здесь и социальные аспекты. Главный герой фильма «Пролетая над гнездом кукушки» оказывается в роли «узника, вернувшегося в пещеру» (преступника, оказавшегося в психиатрической лечебнице) и ставшего там своим. Но как возможно стать своим в таких условиях? Из сюжета мифа следует свой ответ: общий язык, общее пространство, общее мировосприятие и т. д. Но возможно ли до конца стать своим здоровому человеку среди пациентов психиатрической лечебницы? Фильм предлагает свой ответ ‒ электрошоковая терапия.
Свой ответ на вопрос «Как возможно стать «своим в пещере»?» дает и французский философ Жиль Делёз. Точнее, как социальный институт, сообщество может сделать каждого их нас частью себя. Главный герой фильма, в каком-то смысле, по своей инициативе оказывается в психиатрической лечебнице, полагая, что он обхитрил всех. Но с одной стороны конфликт со старшей медсестрой, с другой ‒ дружба с пациентами и остальные социальные отношения приводят к неожиданному и трагическому финалу ‒ герой стал частью лечебницы. Хотел ли он этого или так случайно получилось, хороший человек герой или плохой в итоге, как обстоят дела с лечением в подобных клиниках, почему фильм хороший ‒ все это было в обсуждении после просмотра фильма.