Кафедра философии, социологии и педагогики

Чемерилова Ирина Альбертовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики.

Научная специальность по диплому кандидата наук

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Основные биографические данные

  • 1987 – окончание историко-филологического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по специальности «История».
  • работа учителем истории и завучем по внеклассной работе в Кувакинской средней школе Алатырского района Чувашской Республики.
  • преподаватель истории в СОШ № 3 г. Новочебоксарска.
  • 1992 – ассистент на кафедре педагогики и психологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
  • 1999 – защита кандидатской диссертации на тему «Формирование готовности будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию».
  • 2001 – присвоение ученого звания доцента.
  • 2017 – доцент кафедры философии, социологии и педагогики.

Краткая аннотация научной деятельности

Специалист в области педагогики, теории обучения и воспитания. Сфера научных интересов – проблемы качества профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, саморазвитие и самосовершенствование преподавателя высшей школы, формирование педагогического мастерства, профилактика профессиональных деформаций педагога. Автор более 70 научных публикаций, в том числе монографий, учебных и учебно-методических пособий: «Профессиональное самосовершенствование будущих учителей», «Классное руководство», «Основы педагогического мастерства», «Педагогика в задачах», «Самостоятельная работа студентов в вузе», «Педагогические теории, системы и технологии», «Теория и методика воспитательной работы», «Социально-педагогическая работа с детьми», «Педагогика высшей школы».

Наиболее значимые публикации

  1. Чемерилова И.А. Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей «группы риска» //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019.№ 3. С.7-11.
  2. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников// Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 252 – 255.
  3. Chemerilova I.A ; Myagkovas, N , Litvinovs, V ; Chuvakhina, LG , Rabotnikova, NA. Modern approaches to the development of the sport education system in developed countries. Journal of human sport and exercise. Том: 14, Стр.: S497-S504.
  4. Чемерилова И.А. Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей группы риска // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 3. С. 7-11.
  5. Чемерилова И.А. Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старшеклассников // В книге: Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции Иванова Е.К., Шубникова Е.Г., Кадышева О.Н., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Коллективная монография. Чебоксары, 2019. С. 111-140.
  6. Чемерилова И.А. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе семьей как приоритетное направление профессиональной подготовки // Развитие экспортного капитала для высшего образования: содержание, опыт, перспективы: Матер XI Межд. учеб-метод конф. (Чебоксары, 25 октября 20119)/Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева, А.М. Шамсиева, Ш.А. Юсупова. - Чебоксары: Изд-во чуваш ун-та, 2019. – С. 291-295.
  7. Чемерилова И.А., Иванова Н.В. Возможности применения медиаобразовательных технологий в современной школе // Тенденции развития науки и образования // 2019. № 48.
  8. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников// Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 252 – 255.
  9. Чемерилова И.А. Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей «группы риска» //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019.№ 3. С.7-11.
  10. Sukhodimtseva A.P., Sukhodimtseva O.V., Chemerilova I.A., Chemerilova D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
  11. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203-205.
  12. Чемерилова И.А. Диагностика адаптационно-реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. 2020. Т.10. № 2А. С. 97-105.
  13. Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
  14. Чемерилова И.А. Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья как научно-практическая проблема // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенитенциарной системе Иванова Е.К., Кириллова О.В., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г., Кириллова Т.В., Ягьяева Э.И., Квалтырева Д.И., Холопова Е.Ю., Кузнецова И.А., Казанцев В.Н., Тавтилова Н.Н., Андреев А.М., Сатторова Д.В. коллективная монография. Ульяновск, 2020. С. 39-59.
  15. Чемерилова И.А. Профилактика буллинга среди подростков средствами коллективной творческой деятельности // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2020. С. 77-82.
  16. Чемерилова И.А. Диагностика адаптивных ресурсов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях инклюзивной практики // Семья как пространство безопасности и психологического комфорта для растущего человека: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сентября 2020 г.). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2020. С. 191-197.
  17. Кириллова О.В., Чемерилова И.А., Тавхитова И.Р. Семьи с ребенком инвалидом: проблемы внутрисемейного взаимодействия В сборнике: Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве. Сборник статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей. Ульяновск, 2020. С. 61-72.
  18. Chemerilova I. A., Kirillova O. V., Gavrilova I.V., Nurgozel Kurbanovna Akyeva Development of the adaptation and rehabilitation potential of a family raising a child with disabilities in the conditions of a parent's club // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra C, 2021, p.383-394.
  19. Shmachilina-Tsybenko, SV, Ivanova, OM, Davletshina, GR., Khramova, KV, Chemerilova, IA. The possibilities of art therapy as one of the integrative methods in therapeutic pedagogy // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra C, 2021, p.395-405).
  20. Чемерилова И.А. Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. № 4 (15).
  21. Чемерилова И.А. Методическое обеспечение процесса сопровождения детей с ОВЗ и их семей в условиях инклюзии // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, г. Санкт- Петербург, 5 ноября 2021 г. С. 46-52.
  22. Чемерилова И.А. Способы измерения адаптивных ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-5. С. 21-26.
  23. Чемерилова И.А., Боронина К.И. Экспериментальная работа по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в организациях дополнительного образования // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования. Коллективная монография. Научн. ред. О.В. Кириллова, Е.Г. Шубникова. Ульяновск, 2021. С. 92-128.
  24. Чемерилова И.А. Способы измерения адаптивных ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-5. С. 21-26.
  25. Chemerilova I.A. Psychological and pedagogical difficulties of parents raising children with disabilities in terms of inclusive practice // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75-4. С. 165-168.
  26. Матьянова Е.В., Чемерилова И.А. Педагогические условия эффективности социальной реабилитации детей, оказавшихся в социально-опасном положении // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. Нижневартовск, 2021. С. 69-74.
  27. Чемерилова И.А. Педагогические условия комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзии // Интеграция социально-философских и психолого-педагогических исследований современного общества: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 октября 2022 г.). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. С.172-178.
  28. Чемерилова И. А. Опыт работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации// Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 88-3. –С. 103-107.
  29. Чемерилова И.А. Формирование готовности будущих педагогов-психологов к работе с подростками, склонными к суицидальному поведению//Международный научно-исследовательский журнал.2022. № 9.(103).
  30. Чемерилова И.А. Современные практики психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Проблемы и перспективы междисциплинарных исследований: опыт, внедрение результатов. сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук. Ульяновск, 2023. С. 99-104.
  31. Чемерилова И.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 5 (131).

Автор коллективных монографий:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции Иванова Е.К., Шубникова Е.Г., Кадышева О.Н., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. коллективная монография. Чебоксары, 2019.
  2. Педагогика и психология девиантного поведения: теория и практика Ганишина И.С., Кряжева А.Ю., Иванова Е.К., Кириллова Т.В., Ткаченко Н.И., Коршунова А.А., Юрина О.И., Шубникова Е.Г., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Коллективная монография / Научн. ред. О.В.Кириллова, Т.В. Кириллова. Ульяновск, 2019.
  3. Боронина К.И., Иванова Е.К., Кириллова О.В., Кириллова Т.В., Милюкова Е.В., Торопова А.Д., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования // Коллективная монография / Научн. ред. О.В. Кириллова, Е.Г. Шубникова. Ульяновск, 2021. 163 с.
  4. Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Эффективное взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования / Ульяновск, 2021. 226 с.
  5. Арсентьева С.И., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования. Ульяновск, 2022.

Дополнительные сведения

Под научным руководством И.А. Чемериловой:

– студентка Губанова Т.М. выполнила работу «Диагностика уровня креативности личности студентов как способ оценки подготовленности студентов к профессиональной деятельности (на примере ЧГУ им. И.Н. Ульянова), за которую награждена дипломом за победу в конкурсе научных грантов «Студенческая наука» – 50-летию ЧГУ» (2017).

– Михеева Ю.Ю., аспирант А – 2-21, завоевала 1 место в Международном конкурсе по педагогике «Современные методы и креативные технологии развития личности» для студентов (2021).

2020–2021 – Руководитель проекта «Комплексное сопровождения семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования»). (Проект № 20-013-00765 ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований».

Профессиональная переподготовка по специальности

  • Психолого-педагогическое образование (2017).

Повышение квалификации программам:

  • «Правовые основы образования (2019).
  • «Оказание первой помощи пострадавшим» (2020, 2023).
  • «Современные образовательные технологии в высшей школе в условиях реализации ФГОС ВО» (2022).
Награды:

  • Почетная грамота Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (2012).
  • Благодарность Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (2015).
  • Благодарность за работу в составе экспертной комиссии муниципального этапа городского конкурса XI республиканского конкурса на лучшего классного руководителя (2016).
  • Благодарность за работу в качестве члена экспертной комиссии подсекции «Социальная работа; Организация работы с молодежью» секции «39.00.00» Социология и социальная работа» XVI Межрегиональной конференции-фестиваля наученного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги».
  • Благодарность за работу в составе экспертной комиссии городского конкурса «Учитель года – столицы – 2017».
  • Почетная грамота за научное руководство ВКР Миргалимовой Д.Ф. «Психолого-педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни у дошкольников», являющейся призером Международного конкурса научно-методических и выпускных квалификационных работ «ГНОЗИС» (2017) в номинации «Социальные науки», секция «Педагогика».