Кафедра философии, социологии и педагогики

Чемерилова Ирина Альбертовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики.

Научная специальность по диплому кандидата наук

13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Основные биографические данные

  • 1987 - окончание историко-филологического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по специальности «История».
  • работа учителем истории и завучем по внеклассной работе в Кувакинской средней школе Алатырского района Чувашской Республики.
  • преподаватель истории в СОШ № 3 г. Новочебоксарска.
  • 1992 – ассистент кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
  • 1999 – защита кандидатской диссертации на тему «Формирование готовности будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию».
  • 2001 – присвоение ученого звания доцента.
  • 2017 – доцент кафедры философии, социологии и педагогики

Краткая аннотация научной деятельности

Специалист в области педагогики, теории обучения и воспитания. Сфера научных интересов – проблемы качества профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, саморазвитие и самосовершенствование преподавателя высшей школы, формирование педагогического мастерства, профилактика профессиональных деформаций педагога. Автор более 70 научных публикаций, в том числе монографий, учебных и учебно-методических пособий: «Профессиональное самосовершенствование будущих учителей», «Классное руководство», «Основы педагогического мастерства», «Педагогика в задачах», «Самостоятельная работа студентов в вузе», «Педагогические теории, системы и технологии», «Теория и методика воспитательной работы», «Социально-педагогическая работа с детьми», «Педагогика высшей школы».

Наиболее значимые публикации

  1. Чемерилова И.А. Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей «группы риска» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019.№ 3. С.7-11.
  2. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников// Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 252 – 255.
  3. Chemerilova I.A ; Myagkovas, N , Litvinovs, V ; Chuvakhina, LG , Rabotnikova, NA. Modern approaches to the development of the sport education system in developed countries. Journal of human sport and exercise. Том: 14, Стр.: S497-S504.
  4. Чемерилова И.А. Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей группы риска // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 3. С. 7-11.
  5. Чемерилова И.А. Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старшеклассников // В книге: Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции Иванова Е.К., Шубникова Е.Г., Кадышева О.Н., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Коллективная монография. Чебоксары, 2019. С. 111-140.
  6. Чемерилова И.А., Иванова Н.В. Возможности применения медиаобразовательных технологий в современной школе // Тенденции развития науки и образования 2019. № 48.
  7. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 252 – 255.
  8. Чемерилова И.А. Медиаобразовательные технологии как средство формирования социальной ответственности у детей «группы риска» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019.№ 3. С.7-11.
  9. Sukhodimtseva A.P., Sukhodimtseva O.V., Chemerilova I.A., Chemerilova D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
  10. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203-205.
  11. Чемерилова И.А. Диагностика адаптационно-реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. 2020. Т.10. № 2А. С. 97-105.
  12. Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
  13. Chemerilova I. A., Kirillova O. V., Gavrilova I.V., Nurgozel Kurbanovna Akyeva Development of the adaptation and rehabilitation potential of a family raising a child with disabilities in the conditions of a parent's club // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra C, 2021, p.383-394.
  14. Shmachilina-Tsybenko, SV, Ivanova, OM, Davletshina, GR., Khramova, KV, Chemerilova, IA. The possibilities of art therapy as one of the integrative methods in therapeutic pedagogy // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra C, 2021, p.395-405).
  15. Чемерилова И.А. Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. № 4 (15).
  16. Чемерилова И.А. Способы измерения адаптивных ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-5. С. 21-26.
  17. Чемерилова И.А. Способы измерения адаптивных ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-5. С. 21-26.
  18. Chemerilova I.A. Psychological and pedagogical difficulties of parents raising children with disabilities in terms of inclusive practice // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75-4. С. 165-168.
  19. Чемерилова И. А. Опыт работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации// Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 88-3. –С. 103-107.
  20. Чемерилова И.А. Формирование готовности будущих педагогов-психологов к работе с подростками, склонными к суицидальному поведению//Международный научно-исследовательский журнал.2022. № 9. (103).
  21. Чемерилова И.А. Современные практики психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Проблемы и перспективы междисциплинарных исследований: опыт, внедрение результатов. сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук. Ульяновск, 2023. С. 99-104.
  22. Чемерилова И.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 5 (131).
  23. Чемерилова И.А., Сатикеева Е.П. Психолого-педагогические основы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Междисциплинарные исследования: поиски и перспективы. Сборник научных статей аспирантов, адъюнктов, студентов и преподавателей. Ульяновск, 2024. С. 193-199.
  24. Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Родительский клуб как эффективная форма сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2024. № 4-2 (157). С. 38-41.
  25. Татанов П.В., Чемерилова И.А. Правила поведения в публичных сообществах // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 112-1. С. 155-159.
  26. Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. К вопросу о необходимости организации помощи родителям в семьях, воспитывающих детей с особыми потребностями // Перспективы науки. 2024. № 3 (174). С. 202-205.
  27. Чемерилова И.А. Подготовка будущих социальных педагогов к формированию социально ответственного поведения у подростков: сб. Междисциплинарные исследования: новые направления. сборник научных статей аспирантов, адъюнктов, студентов и преподавателей. Ульяновск, 2025. С. 242-248.

Автор коллективных монографий:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции Иванова Е.К., Шубникова Е.Г., Кадышева О.Н., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. коллективная монография. Чебоксары, 2019.
  2. Педагогика и психология девиантного поведения: теория и практика Ганишина И.С., Кряжева А.Ю., Иванова Е.К., Кириллова Т.В., Ткаченко Н.И., Коршунова А.А., Юрина О.И., Шубникова Е.Г., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Коллективная монография / Научн. ред. О.В.Кириллова, Т.В. Кириллова. Ульяновск, 2019.
  3. Боронина К.И., Иванова Е.К., Кириллова О.В., Кириллова Т.В., Милюкова Е.В., Торопова А.Д., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования // Коллективная монография / Научн. ред. О.В. Кириллова, Е.Г. Шубникова. Ульяновск, 2021. 163 с.
  4. Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Эффективное взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования / Ульяновск, 2021. 226 с.
  5. Арсентьева С.И., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования. Ульяновск, 2022.

Дополнительные сведения

  • Под научным руководством И.А. Чемериловой студентка Губанова Т.М. выполнила работу «Диагностика уровня креативности личности студентов как способ оценки подготовленности студентов к профессиональной деятельности (на примере ЧГУ им. И.Н. Ульянова), за которую награждена дипломом за победу в конкурсе научных грантов «Студенческая наука» – 50-летию ЧГУ» (2017 г.).
  • Михеева Ю. Ю., аспирант А – 2-21, (науч. рук И.А Чемерилова) завоевала 1 место в Международном конкурсе по педагогике «Современные методы и креативные технологии развития личности» для студентов (2021 г.).
  • 2020-2021 - Руководитель проекта «Комплексное сопровождения семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования»). (Проект № 20-013-00765 ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований».

Профессиональная переподготовка по специальности:

Психолого-педагогическое образование (2017)

Повышение квалификации по программам:

  • Правовые основы образования (2019).
  • Оказание первой помощи пострадавшим (2020, 2023).
  • Современные образовательные технологии в высшей школе в условиях реализации ФГОС ВО» (2022).
  • Формирование экосистемы как драйвера устойчивого развития студенческой науки в университете и регионе (2024)
  • Методика антикоррупционного просвещения и воспитания в организациях высшего образования (для педагогических работников) (2024)

Награды:

  • Почетная грамота Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (2012, 2015, 2025).
  • Благодарность за работу в составе экспертной комиссии муниципального этапа городского конкурса XI республиканского конкурса на лучшего классного руководителя (2016).
  • Благодарность за работу в качестве члена экспертной комиссии подсекции «Социальная работа; Организация работы с молодежью» секции «39.00.00» Социология и социальная работа» XVI Межрегиональной конференции-фестиваля наученного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги».
  • Благодарность за работу в составе экспертной комиссии городского конкурса «Учитель года – столицы – 2017».
  • Почетная грамота за научное руководство ВКР Миргалимовой Д.Ф. «Психолого-педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни у дошкольников», являющейся призером Международного конкурса научно-методических и выпускных квалификационных работ «ГНОЗИС» (2017) в номинации «Социальные науки», секция «Педагогика».